//
Регистрация ИП в качестве работодателя – полная инструкция

Регистрация ИП в качестве работодателя – полная инструкция

Когда индивидуальный предприниматель принимает решение о найме сотрудников, он приобретает статус работодателя. А вместе с ним – берет на себя дополнительные обязательства. Какие именно? Какие отчисления и в каком размере нужно платить? Нужна ли вообще регистрация ИП в качестве работодателя  согласно последним изменениям?

Чтобы спать спокойно, нужно все сделать по закону. Давайте рассмотрим, как.

  1. Регистрация ИП в качестве работодателя  простыми словами
  2. Как ИП принять на работу сотрудника – пошаговая инструкция
  3. Обязанности предпринимателя перед ФСС, ИФНС и ПФР – последние изменения
  4. Какие же все-таки штрафы грозят за неоформленных сотрудников и неуплату взносов
  5. Истории ИП с сотрудниками – личный опыт

 

Регистрация ИП в качестве работодателя простыми словами

Регистрация ИП в ФССДо 2017 года при найме работников предприниматель регистрировался как работодатель отдельно в ПФР и ФСС. После этого он платил взносы и сдавал отчетность.

Сейчас все изменилось. Контроль над расчетом и приемом пенсионных взносов переложили на ФНС. А с ИП сняли обязанность регистрации в ПФР и налоговой службе. Однако сохранилась необходимость регистрироваться в Соцстрахе.

Кстати регистрация ИП в качестве работодателя через ФСС требуется, если:

  • С работниками заключены трудовые соглашения, предусматривающие обязательные выплаты по страховым взносам.
  • С сотрудниками заключены договоры ГПХ с указанным в них обязательством выплаты взносов за травматизм.

Надо отметить, что заключение договора страхует вас от рисков. Так, оформленный работник подписывает служебные инструкции. Его найм, соцпакет и процедура увольнения полностью регламентированы. Все инструкции, приказы и подписи значительно уменьшают риски привлечения предпринимателя к ответственности.

Срок регистрации ИП в ФСС в качестве работодателя – не позже 30 дней со дня заключения 1-го трудового договора  или ГПД. Что касается взносов, в соцстрах сейчас оплачиваются лишь взносы по страхованию от заболеваний, связанных с трудовой деятельностью, и производственных травм.

В ФНС регистрация ИП в качестве работодателя происходит, можно сказать, автоматически. О найме сотрудников служба узнает по факту уплаты страховых взносов и предоставления отчетов.

Как же проходит процедура регистрации, и какие документы для этого требуются? Опишем пошагово далее.

Как ИП принять на работу сотрудника – пошаговая инструкция

  1. После заключения первого договора с наемным сотрудником подается заявление в ФСС. Вместе с ним потребуется предоставить такой пакет документов:
  • скан паспорта ИП;
  • копия договора или трудовой книжки нанимаемого;
  • копия ГПД при наличии такового.

Документы можно подать лично по месту прописки ИП или посредством Интернета. В последнем случае их необходимо заверить электронной подписью. Обращаем ваше внимание, что для разных типов договоров существуют различные формы заявлений.

  1. В течение 3-х рабочих дней предпринимателю присваивается код подчиненности. Его нужно будет в дальнейшем указывать в платежных документах для ИФНС, а также при уплате НДФЛ за работников. Также ИП получает регистрационный номер, а ФСС включает его в реестр страхователей. После этого предпринимателю присылают уведомление о регистрации и ставке взносов от травматизма, которые нужно будет уплачивать. Их величина будет зависеть от класса риска конкретного вида деятельности.

Количество служащих по найму в ИП законом не ограничивается.

Учтите, что если вы не заключаете с работниками трудовые договоры, а привлекаете их по договорам оказания услуг, вы все равно берете на себя обязательства страхователя и обязаны зарегистрироваться в службе страхования.

Это была пошаговая инструкция, как ИП принять на работу сотрудника. После получения двух уведомлений, вы спокойно можете вести деятельность, нанимая сотрудников.

Кстати после оформления работодателем ИП автоматически принимает на себя обязательства по уплате взносов и предоставлению своевременной отчетности в фонды. Об этом далее.

В вашу организацию требуется бухгалтер

В вашу организацию требуется бухгалтер?

Или нужно сформировать команду бухгалтеров, то есть целый отдел?
Оставить заявку

Обязанности предпринимателя перед ФСС, ПФР и ИФНС – последние изменения

ИП-работодатель обязан с зарплат сотрудников выплачивать НДФЛ и страховые взносы в ФСС и ИФНС.

Подоходный налог перечисляется в ФНС ежемесячно в день выплаты зарплаты. НДФЛ рассчитывается по формуле:

(Месячная зарплата сотрудника – Налоговые вычеты) х налоговая ставка

Налоговая ставка в России — 13%. При найме иностранных работников – 30%.

Страховые взносы за сотрудников в 2019 выплачиваются в ФСС и ФНС по тарифам:

  • Пенсионное страхование (22%);
  • Обязательное медицинское страхование (5,1%);
  • Социальное страхование (2,9%);
  • Взносы на страхование от заболеваний, приобретенных в ходе трудовой деятельности, и получения травм на производстве (0,2-8,5%).

Эти взносы нужно перечислять в фонды до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Некоторые категории работодателей имеют право на льготные условия.

За сотрудников, оформленных по ГПД, перечисляются взносы только на ОМС и ОПС. Отчисления взносов от несчастных случаев здесь не предусмотрены, однако могут переводиться взносы за временную утрату трудоспособности, если это указано в договоре.

И, конечно, ИП в 2019 году оплачивает страховые взносы за себя в годовом размере 36 238 руб. Срок уплаты – до конца декабря текущего года.

Что касается отчетности перед фондами,  ИП сдает:

ФСС

ИФНС

ПФР

4-ФСС ежеквартально до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом

Единый расчет ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным периодом 

СЗВ-М (сведения о застрахованных лицах) ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным

Годовая отчетность по виду основной деятельности в случае смены ОКВЭД до 15 апреля следующего года

2-НДФЛ за прошедший год не позднее 1 апреля

Сведения персонифицированного учета за год до 1 марта следующего года

 

6-НДФЛ до  конца месяца, следующего за отчетным периодом

 

 

Сведения о составе организации (СЧР)

 

 

ИП может не отчитываться об уплате страховых взносов за себя. Весь перечень документов следует сдавать точно в указанные сроки, чтобы избежать штрафов.

Какие же все-таки штрафы грозят за неоформленных сотрудников и неуплату взносов

Поскольку размер страховых взносов достаточно велик, у некоторых предпринимателей возникает соблазн не оформлять сотрудников. В случае обнаружения такого факта ИП будет оштрафован на 5 000 – 10 000 руб. за уклонение от заключения трудового договора и на 30 000 – 40 000 руб. за повторное нарушение.

К тому же, поскольку за неоформленных сотрудников не уплачивались взносы, штрафы за такие нарушения могут быть очень серьезными, вплоть до уголовной ответственности со сроком лишения свободы до 3 лет или назначением исправительных работ. Денежные взыскания могут составлять 100 000 – 300 000 руб. и 200 000 – 500 000 руб. за совершение преступления в особо крупных размерах.

Штраф за нарушение регистрационных сроков составляет 500 – 1 000 руб.

Регистрация ИП в ФССШтрафы придется выплачивать дополнительно к суммам неуплаченных налогов.

А вот перечень штрафов за просрочку уплаты взносов и задержку предоставления отчетности.

  • Неуплата или уплата взносов в неполном объеме – 40% от суммы неуплаты;
  • Нарушение правил учета с последовавшим за этим занижением ФОП – 20% от суммы неуплаты (не менее 40 000 руб.);
  • Просроченное предоставление отчета – 5% от суммы неуплаты ежемесячно (не менее 1 000 руб.);
  • Просроченное или неполное предоставление сведений персонифицированного учета – 500 руб. за каждое застрахованное лицо.

Также могут быть наложены штрафы за нарушение трудового законодательства:

  • Нарушение законодательства в сфере охраны труда – 2 000 – 5 000 руб.;
  • Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты – 20 000 – 30 000 руб.;
  • Допуск сотрудника к работе без предварительного обучения или инструктажа – 15 000 – 20 000 руб.

Чтобы избежать финансовых потерь, нужно грамотно вести бухгалтерию или передать ее ведение специалистам.  То же самое касается и кадровой работы. ИП, нанимая сотрудников, как минимум должен быть знаком с Трудовым кодексом, а также уметь проводить стандартные кадровые процедуры: оформление отпуска, больничного, увольнения, расчет зарплат, премий и пр. Если работников несколько, справляться с этим самостоятельно становится все сложнее. Вот пара историй в подтверждение этому.

Истории ИП с сотрудниками – личный опыт

«Когда я только начинал вести свою деятельность, проблем с ведением бухгалтерии особых не было, хотя и не обошлось без пары штрафов. Но что началось, когда я стал нанимать сотрудников! Я просто запутался в этом количество взносов. Что, кому и куда оплачивать?

Информации в сети много. Но помимо того, что мне потребовалась куча времени, чтобы во всем разобраться, еще больше времени ушло на всевозможные кадровые процедуры, заполнение документов, отчетов и бегание с бумажками. Ситуацию усугубляло то, что законодательство в этой сфере часто меняется, и надо отслеживать все изменения, чтобы не попасть на штрафы. А в некоторых случаях они очень даже серьезны.

Я буквально перестал спать. Каждый раз боялся, что где-то допустил ошибку или что-то забыл оплатить или просто не знал об этом. В конце концов, решил обратиться к специалистам.

И этот кошмар закончился. Пусть я оплачиваю труд аутсорсеров, зато теперь я застрахован от штрафов, которые могут быть гораздо выше».

«Я долгое время работал без сотрудников. Но расширение деятельности потребовало дополнительных рук. Рассчитав размеры отчислений за официально устроенных работников, я просто испугался полученных сумм. Поэтому решил – пока поработаем «вчерную», без оформления договоров. А когда с деньгами станет получше, то оформлю пару сотрудников.

Найти работников, согласных оказывать услуги без официального трудоустройства, оказалось непросто. Но я их нашел, предложив достойную оплату. Поначалу все шло довольно неплохо. Все работали, взносы платил только за себя. Но это продолжалось не долго.

Возник конфликт с одним из сотрудников. Он решил вдруг потребовать больше за свою работу. Поскольку договор с ним не заключался, я не мог ткнуть его носом в пункт об установленной зарплате. Но и платить больше ранее оговоренной суммы я тоже не мог. Работник ушел от меня. А позже, как выяснилось, заявил куда следует, что я нанял сотрудников без оформления.

По итогу мне выкатили такие штрафы, от которых волосы встали дыбом. Пришлось регистрироваться в качестве работодателя, платить штрафы и оформлять людей по закону. Взносы несопоставимы с возможными рисками. Я убедился в этом на личном опыте.

Теперь вы знаете, в чем заключается регистрация ИП в качестве работодателя. Если статья вам понравилась, сохраните ее на своей странице в социальной сети, чтобы иметь под рукой актуальные данные. И подписывайтесь на нашу рассылку – в ней мы рассказываем о последних изменениях в бухгалтерской сфере и в области налогообложения. Также предлагаем свои услуги — бухгалтерское сопровождение ИП

Загрузка

Оставьте заявку на консультацию

Хотите избежать временных, финансовых и репутационных потерь? Позвоните нам по номеру +7 (812) 642-09-16 и получите коммерческое предложение на бухгалтерское сопровождение бизнеса.